Дорофеева Наталия Валерьевна. Воспитатель МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области. Персональный сайт.

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в духовно- нравственном развитии ребенка»


Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;
Задачи:
Дать родителям знания о значении игры в развитии и
воспитании ребенка;
Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре
в условиях семьи и детского сада;
Выслушать суждения родителей по проблеме,
помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
Предварительная работа:
1. Изготовить приглашения для родителей; (Приложение 1)
2. Провести анкетирование родителей; (Приложение 2)
3. Изготовить памятки для родителей с советами по проведению игр.
(Приложение 3)
3. Папка – передвижка с консультацией «Играем вместе с ребёнком»;
(Приложение 4)
4. Организовать выставку: «Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек»;
5. Организовать семейную выставку «Наша любимая игра»
6. Подготовить презентации:
- Видеофильм «Мы играем»,
- «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок»,
- «Игра в жизни ребёнка»;
7. Организовать выставку книг, журналов на тему «Игровая деятельность».
(Приложение 5)
Оборудование: листы бумаги, ручки, 2 набора игрушек – заместителей, фишки красного, жёлтого, синего цвета, коробка, мультимедийная установка,2 комплекта небольших карточек с написанными на них цифрами, настольно-печатная игра.
Повестка собрания:
Упражнение на создание эмоционально – положительного настроя у родителей;
Просмотр видеофильма «Мы играем»;
Экскурсия в игротеку «Игра – задание»;
Игра с точки зрения психологов и педагогов;
Рассказ воспитателя «Игра это серьёзно»
Анализ результатов анкетирования
Игра «Атомы» (деление на команды);
Соревнование «Мозговой штурм»;
Подведение итогов конкурса;
Рефлексия «Выбери дистанцию»;
Составить проект решения собрания

Ход собрания
I.Организационная часть
(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)Игра – приветствие «Цветные ладони»
Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально- положительный настрой.
Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”. 
II Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Слайд 3
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Давайте сегодня поговорим об игре. Но прежде чем начать наш разговор
посмотрите видеофильм «Мы играем».
Вы посмотрели видеофильм, в котором увидели, в какие игры играют наши дети. Наверное, вы обратили внимание, какие игры преобладают у мальчиков, какие у девочек. В этом фильме я старалась показать как можно больше вариантов различных игр.
«Играть мы любим очень: Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем - сегодня новый век.
Без знаний и учебы нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают и все хотят понять:
Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки, вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей, а мы же ожидаем
Хороших новостей, что снова поиграем
В компании друзей! Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем, и лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!»
Зачастую, когда ребёнок просит Вас поиграть с ним, Вы принимаете его за несамостоятельного человека, неспособного занять себя. И здесь сыплются на ребёнка реплики: «Ну, что же ты такой! Сам не можешь поиграть!».
Вся эта ошибочность выводов говорит о непонимании родителями сущности детской игры. Некоторые родители считают, что игра – это пустое занятие. Так ли это?
Зачем нужна игра ребёнку? Во что играют наши дети? На все эти вопросы мы вместе найдём ответы. Давайте, для начала, выясним, что такое игра.
Слайд 4
Игра – задание
Так как ваши мысли и мнение по этой теме для меня очень интересны, а Вы люди грамотные, мы поиграем в игру, она будет деловой, вопросно – ответной.
Я раздам Вам листочки и карандаши для того, чтобы Вы в письменном виде могли продолжить фразу: «Игра для ребёнка – это…».
- А теперь мы сложим листочки пополам и наполним ими вот эту коробочку, под музыку будем передавать эту коробочку из рук в руки, а когда музыка стихнет, тот человек, в руках которого окажется коробочка, достанет первый попавшийся листок и зачитает его вслух. Готовы? Начали!
- Выберете, пожалуйста, листок и зачитайте записанную фразу. Могли бы вы её как-то прокомментировать? Совпадает ли ваше мнение с мнением автора?

Мнения могут быть разные, и все они имеют право на жизнь, так как в них заключается наш с вами опыт, с которым мы идём по жизни и на который ориентируемся при взаимодействии с ребёнком.
Слайд 5
Давайте узнаем, что такое игра с точки зрения знаменитых философов и педагогов.
Игра с давних времён выступает как форма обучения, как первичная форма воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения.
«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться. … Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие либо сооружения». Платон (427-347 до н. э.)
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития» Д. В. МенджерицкаяПедагог В. А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
А теперь я вам хочу немного рассказать про игры, их виды и, особенности и проблемные моменты, возникающие в современном обществе и связанные с игрой.
Рассказ воспитателя «Игра – это серьёзно»
Слайд 5
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Слайд 6
В Игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды их сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чём ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Интересные игры создают доброе, родственное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Слайд 7
Существует различное количество игр. Все игры классифицируются на: творческие игры, игры с правилами, народные игры.
Творческие игры – бывают театрализованные, сюжетно – ролевые и конструктивные игры.
Слайд 8
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют сюжетно – ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Слайд 9
Театрализованная игра появляется в определенный период, как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в старшем возрасте дети уже не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывая свои чувства, совершать желаемые поступки, разыгрывать сказочные сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, ролевое действие, правила.
Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, в театрализованной игре результатом может стать подготовленный спектакль, инсценировка.
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку.
Слайд 10
Конструктивные игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.
Слайд 11
Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей детей, содержат умственное задание, в решении которого - смысл игры.
Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.
Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путём многократных повторений усваивают объём знаний.
Следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или с
Слайд 12
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта.
Бывают подвижные игры с бегом, с прыжками, с лазанием, с метанием и ловлей, на ориентировку в пространстве.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, в других они отсутствуют.
Слайд 13
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Слайд 14
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важная и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Задача воспитателя и родителей – помочь ребёнку организовать эти игры, сделать их увлекательными.
Слайд 15
Игра – задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – зелёного,
Каждый вечер уделяю время на игры с ребёнком;
Рассказываю о своих играх в детстве;
Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;
Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;
Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;
Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки;
Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
 
Если на вашем» столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Анализ результатов анкетирования
«Создание условий для игровой деятельности в семье» (приложение № 2)
По результатам анкетирования можно сказать, что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитают просмотр мультфильмов и телепередач, подвижные игры. Родители покупают игрушки ребенку по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупать развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д., куклы или машинки. Дети бережно относятся к игрушкам. Сломанные игрушки чаще всего ремонтируются. Большинство детей дома могут в любое время, по желанию рисовать, лепить, им доступны бумага, пластилин, краски. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. У некоторых детей имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Детей с детства приучаем к труду. В основном все дети дома ухаживают за комнатными растениями и животными. Играет с ребёнком в основном мама, редко папа.
Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать. «Зазывалочки»
Кто будет играть в интересную игру?
А в какую, не скажу! А потом не примем,
За уши поднимем. Уши будут красные
До того прекрасные.
Тай, тай, налетай в интересную игру
всех принимаем и не обижаем.
А кто опоздает, в небо улетает.
Приглашая вас играть, я привела пример двух зазывалочек, которые можно использовать в играх с детьми, они это очень любят.
Игра «Атомы» - (деление на группы).
Предлагаю всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, по моему сигналу «Молекулы» собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т. д. У нас получились две группы.
Сейчас мы проведём небольшое соревнование: «Мозговой штурм»
В жюри мы пригласили воспитателя с другой группы. Прежде чем приступить к выполнению заданий, проверим насколько ваша команда сплочённая.
Игра «Посчитай»
Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

1 задание
Написать как можно больше детских игр, которые Вы знаете, в которые Вы играли в детстве, любых – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д.
 
2 задание
«Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок». За правильный ответ команда получает фишку (показ презентации).
3 задание
Игра «Слон»
Две команды, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Чья команда быстрее выложит, получает фишку.
 
4 задание
Командам раздаются коробки с игрушками – заместителями. Надо подумать и рассказать, чем могут быть эти предметы в детской игре. Оцениваются фантазия и творческое мышление родителей.
5 задание
Назовите как можно больше игровых действий в игре (мишка заболел, угостим куклу чаем ….).
6 задание
Решение педагогических ситуаций.
Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил:
- Запрещаю!
Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?
(коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться)
Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала:
- Я – бабушка.
Витя, который не хотел никого пропускать, спросил:
- Старенькая, да?
- Конечно, бабушки всегда старенькие.
- Тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать.
Воспитатель похвалил Витю.
Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?
(чуткость, предупредительность, уважение к старшим)
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…
Подведение итогов конкурса.
- Как вы думаете, что вы получили в качестве приза?
(Новые знания и умения)
Рефлексия
Прием «Выбери дистанцию»
- Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.
Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».
- Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку (Приложение 3) с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.

III Заключительная часть
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи. Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка.
Игра – помощник нам, бесспорно,
Игре все возрасты покорны.
Взаимодействие в игре
Поможет понимать друг друга,
Нам стать внимательней, добрей,
И разрешить вопрос досуга.
Играйте с нами! Придумывайте сами!
Играйте с друзьями! Удача за вами!
Проект решения собрания:
1. Принимать активное участие в играх детей
2. Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке.
3. Организовывать семейные экскурсии по интересам детей.
4. Принимать активное участие в жизни детского сада.
5. Принять к сведению опыт семейного воспитания.

Приложение 1
Дорогие мамы и папы,
бабушки и дедушки!
26 февраля в 17.00 часов приглашаем на родительское собрание.
Приглашаем, приглашаем,
Вместе с Вами поиграем,
Много нового узнаем
Об играх и игрушках,
О мальчишках и девчушках!
С нетерпением ждём встречи!
С уважением воспитатели средней группы Приложение 2
Анкета для родителей
«Создание условий игровой деятельности в семье»
1. Есть ли у ребенка отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки?А) да
б) нет
в) частично
2. Что предпочитает Ваш ребёнок?
А) просмотр мультфильмов и телепередач
б) активные игры (подвижные)
в) обучающие и развивающие игры
г) чтение художественной литературы
д) компьютерные игры.
3. Как часто и по какому поводу Вы покупаете ребёнку игрушки?
А) как подарок по особым случаям
б) часто по просьбе ребёнка
в) редко, при наличии средств.
4. Какую игрушку Вы предпочитаете купить?
А) куклы или машинки
б) развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д
в) мягкая игрушка
г) игрушки, имитирующие военные действия
5. Часто ли Ваш ребёнок ломает игрушки?
А) очень редко
б) иногда
в) постоянно
6. Как Вы относитесь к сломанным игрушкам и порванным книгам?
А) ремонтируем
б) не обращаем внимания
в) выбрасываем.
7. Моему ребёнку всегда доступны бумага, пластилин, краски
а) да
б) нет
в) иногда8. Имеется ли у ребёнка игровое оборудование для физического развития: (нужное подчеркнуть)
а) спортивный уголок
б) мяч, скакалка, обруч, дротики
в) другой спортивный инвентарь (лыжи, коньки и т. д.)
9. Есть ли в семье детская фонотека, музыкальные инструменты?
А) да
б) нет
в) частично
10. Привлекаете ли Вы ребёнка к уходу за комнатными растениями и домашними животными?
А) да
б) нет
в) иногда
11. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?
А) мама
б) папа
в) старший (младший) ребёнок
г) бабушка
д) дедушка
е) друзья
ж) играет один
 

20 декабря 2017 в 23:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.