Дорофеева Наталия Валерьевна. Воспитатель МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области. Персональный сайт.

Проект в средней группе «Осень - чудная пора!»

 

Автор проекта:

Воспитатель высшей категории

Дорофеева Наталия Валерьевна





Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.

Продолжительность – краткосрочный (октябрь).

Участники – дети, родители, воспитатели.

Возраст детей - средняя группа

Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.

Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

· формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;

· воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;

· развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие её красок и форм;

· охранять и укреплять здоровье детей;

· расширять представления детей о деревьях и кустарниках;

· развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений.

Предполагаемый результат:

· расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

· пополнится словарный запас;

· дети смогут устанавливать причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;

· сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Подготовительный этап:

1. Определение темы, постановка цели и задач.

2. Определение методов и приемов работы.

3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

5. Подбор материалов для творческого труда.

6. Изготовление дидактических игр.

7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.

Продукт проектной деятельности:

· Создание картины из соли «Разноцветная осень».

· Цикл осенних наблюдений на природе.

· Рисование пальчиками «Берёза».

· Рисование яблок.

· Обрывная аппликация «Яблонька».

· Создание картины из природного материала «Осеннее дерево».

· Путешествие по экологической тропе.

· Рисование осенних листьев.

· Рисование нетрадиционной техникой пуантилизм «Осень золотая».

· Выставка детско – родительских работ «Осеннее ассорти».

· Осенний утренник «Как козёл за шиповником ходил».

Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.

План работы по осуществлению проекта «Осень – чудная пора».

Наблюдения.

Цикл наблюдений, экологическая прогулка, экскурсия в лес.

Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, в лесу. Формировать навыки поведения в лесу. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.

Наблюдение за яблоней.

Цель: расширять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.

Наблюдения за шиповником.

Цель: расширять знания о кустарниках растущих в природе.

Наблюдение за калиной.

Цель: продолжать знакомить детей с полезными кустарниками.

Беседы.

Беседа - «Осень – добрая волшебница».

Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.

Беседа – «Листопад».

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.

Беседа – «Растительный мир осенью».

Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.

Беседа – «Что мы знаем про осень».

Цель: расширить знания детей о временах года.

Консультация для родителей « Как развивать познавательные интересы у детей через наблюдения».

Совместное создание альбома экологической направленности «Деревья и кустарники»

Речевое развитие

Творческое рассказывание по темам.

· «Мы гуляли на участке».

· «Что я видел в парке».

Рассматривание иллюстраций об осени.

Словесные игры.

· «Опиши словами осень».

· «Осень в лесу».

· «Вспомни и назови».

· «Подбери действия».

Пальчиковые игры.

· «Осень».

· «Капуста».

· «Падают листья».

Дыхательные упражнения.

· «Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.

· «Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

· «Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.

Разучивание пословиц.

Загадывание загадок про осень.

Чтение художественной литературы.

· К. Бальмонт «Осень».

· Л. Толстой «Дуб и орешник».

· К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».

· А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д..

Чтение дома произведений про осень.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры.

· «Семья – собираемся на прогулку в лес».

· «Семейный праздник».

· «Огород».

Дидактические игры.

«Найди такой же листок».

Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.

«С какой ветки эти детки?».

Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.

«Отгадайте что это за кустарник, дерево».

Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.

«Третий лишний».

Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту реакции.

«Что изменилось? (да или нет)».

Цель: закрепить знания детей о приметах осени.

Игры – драматизации.

· «Репка».

· «Под грибом».

Настольно-печатные игры.

· «Времена года».

· «Деревья и кустарники».

Труд.

· Уборка опавшей листвы на участке.

· Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).

· Укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседы по ОБЖ.

· «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».

· «Как вести себя в лесу».

· «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».

Совместный труд родителей и детей по уборке листвы на участке. Цель: сблизить членов семьи в совместной работе.

Консультация «Берегите природу».

Обогатить родителей знаниями экологического направления.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация.

· «Яблонька», «Косынка для осени».

Рисование.

· «Осенние листья».

· «Осень золотая».

· «Яблоки».

· «Берёза».

Лепка.

· «Овощи», «Грибочки».

Самостоятельно-художественная деятельность.

· «Деревья осенью».

· «Ветка рябины».

Слушание музыки.

· П.И. Чайковский «Времена года» (октябрь).

· А. Вивальди «Осень».

Пение.

· «Здравствуй осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина.

· «Дождик» слова З. Пикулёвой, музыка А. Попляновой.

Хороводные игры.

· «Что нам осень принесла».

· «Огородная - хороводная».

Досуги и развлечения.

· «Час загадки».

· «Осенний праздник».

Совместная деятельность с воспитателем.

· Создание картины из соли «Разноцветная осень».

· «Осеннее дерево» из природного материала.

Конкурс совместного рисунка «Что нам осень принесла».

Конкурс поделок «Осеннее ассорти».

Участие в районном конкурсе осенних поделок.

Осенний праздник.

Цель: вовлекать родителей в жизнь группы.

Физическое развитие

Беседы.

· «Как одеваться осенью».

· «Если хочешь быть здоров».

Подвижные игры.

«Листопад».

Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.

«Такой листок лети ко мне».

Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.

«Поймай листок».

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Индивидуальная работа по ФИЗО.

«Пройти по листикам, чётко наступая на выложенную дорожку.

Цель: учить выполнять конкретные задания, сохранять равновесие.

«Метание шишек в дерево».

Цель: развивать меткость, ловкость.

«Запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.

Цель: развивать ловкость, внимание.

Физкультминутки.

· «Клён», «Листопад», «Грибы».

Пальчиковая гимнастика.

· «Листья».

Пешие походы в лес вместе с детьми.



Результаты проектной деятельности:

· В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

· На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

· Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;

· Узнали о пользе деревьев и кустарников;

· Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Заключительный этап.

· Выставка поделок с участием родителей - «Осеннее ассорти».

· Осенний праздник.

Используемая литература.

 

1. «Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, Москва. Просвещение,1985 год.

2. «Как знакомить дошкольников с природой» П.Г. Саморукова, Москва. Просвещение, 1980 год.

3. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду» Н.С. Галицына, Москва «Скрипторий 2003», 2014 год.

4. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкович «Детство-пресс» Санкт Петербург, 2004 год.

5. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» Н.Ф. Дик, «Русское слово» Москва, 2006 год.

6. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.

7. «Пальчиковая гимнастика» Е.С. Анищенкова, Издательство «Астрель», 2006 год.

8. «Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтение художественной литературы:

 

Н. Сладков «Осень на пороге»

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся».

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.

Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата - листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

В.  Сутеев «Под грибом».

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

 А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

А. Барто «Осенью»

В саду пожелтели,

Осыпались клёны,

И только скамейка

Осталась зелёной.

Стоит она

В тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка

Под голой рябиной...

Летом была она

Автомашиной,

Она самолётом

Красивым была,

Приделали к ней

Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце

Завтра поутру,

Вновь начнут ребята

Шумную игру.

Поплывёт по Каме,

По Волге поплывёт

Украшенный флажками

Зелёный пароход.



Пословицы про осень

1.  Весна красна цветами, а осень снопами.

2.  Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

3.  Осень — перемен восемь.

4.  Холоден сентябрь, да сыт.

5.  В сентябре синица просит осень в гости.

6.  В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

7.  В октябре на одном часу и дождь, и снег.

8.  В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.

9.  Ноябрь — ворота зимы.

10. Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, а зиме родной батюшка.

11. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.



Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)

Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …
(Осень)

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(дождь)

Крупно, дробно зачастило,

и всю землю намочило.
(дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.

(Ветер)

Физкультминутки:

«Клён»

— Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

— Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд,

назад),

Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу).

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени»

Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.  

Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке.  

Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей; использование элементов проблемно - диалогической технологии.  

Словарная работа: листопад; ненастная.  

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках, сбор листьев для осеннего гербария, чтение стихотворения К. Бальмонта «Поспевает брусника», слушание отрывков из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень». 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.  

Материал: схемы – модели к стихотворению И. Винокурова «Осень», два осенних пейзажа, украшение для театрального этюда (корзина с фруктами, желтый зонтик, красные бусы, розовый фартук, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь, баночки с разноцветными листочками, одноразовые трубочки).  

Ход занятия

Дети входят в групповую комнату и встают полукругом у доски.  
Воспитатель:  
«Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться «Доброе утро! » 
Доброе утро солнцу и птицам,  
Доброе утро улыбчивым лицам! » 
Дети (улыбаются друг другу) : «Доброе утро! »  

Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой? » 
Ответы детей: «Нет! » 
Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается? » 
Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие». 

Воспитатель: «А почему осенью бывает хорошо? » 
Ответы детей: «Осенью хорошо, потому, что на деревьях разноцветные листочки». (Потому что в лесу вырастает много грибов. Потому, что животные делают запасы на зиму.)  
Воспитатель: «А почему осенью бывает плохо? » 
Ответы детей: «Осенью бывает плохо потому, что часто идет холодный дождь». (Потому, что дует сильный ветер. Потому, что птицы улетают в теплые края)  
Воспитатель: «Давайте, придумаем красивые слова для осени, осень какая? » 
Ответы детей: «Золотая» (запасливая, дождливая, разноцветная, хмурая)  
Воспитатель: «А как называется явление осенью, когда с деревьев падают листья? » 
Ответы детей: Листопад.  
Воспитатель: «Я предлагаю вам провести небольшой опыт, чтобы определить в какую погоду листопад бывает сильнее: в солнечную или ветреную? ». 
Опыт «Листопад»: 
(Воспитатель предлагает детям баночки с трубочками. Дети дуют в трубочку. Листья в баночке разлетаются.)  
Воспитатель: «Как вы думаете, в какую погоду листопад сильнее? » 
Ответы детей: «В ветреную». 
Воспитатель: «А теперь я хочу подвести итог всему тому, что вы мне рассказали об осени. Если мои высказывания будут верными, вы мне скажите: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо», но, а если я ошибусь, вы посмеетесь надо мной: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». А потом исправите мою ошибку». 
Д/и «Хорошо – хорошо», или «Хи-хи-хи – ха-ха-ха». 
Воспитатель: «Осенью часто льет холодный дождь».  
Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо» 
Воспитатель: «Осенью птицы собираются в большие стаи и отправляются в теплые края».  
Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо» 
Воспитатель: «Осенью дворники подметают опавшие листья и засыпают ими большие лужи.  
Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Осенью дворники собирают опавшие листья в мешки и выбрасывают их в контейнер». 
Воспитатель: «Осенью мы отмечаем самый долгожданный праздник Новый год».  
Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Новый год мы отмечаем зимой». 
Воспитатель: «Молодцы! Я рада, что вы были очень внимательными и не попались в мои хитрые ловушки, которые я для вас расставила. А теперь, давайте немного поиграем». 
(Дети берут в руки осенние листочки и выполняют движения по тексту физминутки.)  
Физминутка «Мы листочки» 
Мы листочки, мы листочки,  
Мы – осенние листочки,  
Мы на дереве сидели,  
Ветер дунул, полетели,  
Полетели, полетели 
И на землю тихо сели.  
(Дети садятся на стульчики)  
Воспитатель: «О красоте осенней природы поэты сочинили много стихов, а композиторы написали много музыки. Давайте послушаем с вами отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень». 
(Воспитатель включает аудиозапись)  
Воспитатель: «Сегодня, я хотела бы познакомить вас с новым стихотворением об осени, написал его поэт И. Винокуров». 
(Воспитатель читает стихотворение наизусть)  
И. Винокуров «Осень» 
Ходит осень в нашем парке,  
Дарит осень всем подарки 
Фартук розовый – осинке,  
Бусы красные – рябинке,  
Зонтик желтый – тополям.  
Фрукты осень дарит нам.  
Воспитатель: «Понравилось вам это стихотворение? » 
Ответы детей : «Да! » 
Воспитатель (задает вопросы по прочитанному) : «Где ходит осень?  
Ответы детей : «В парке». 
Воспитатель: «Что дарит осень осинке? » 
Ответы детей : «Розовый фартук». 
Воспитатель: «Что дарит осень рябинке? » 
Ответы детей: «Красные бусы». 
Воспитатель: «Что дарит осень тополям? » 
Ответы детей : «Желтый зонтик». 
Воспитатель: «Что дарит осень всем нам? » 
Ответы детей : «Фрукты». 
Воспитатель: «Сейчас я вам еще один раз прочитаю это стихотворение, а вы должны будете выбрать на мольберте один из двух пейзажей, который наиболее точно передает настроение». 
(Воспитатель снова читает стихотворение.)  
Ответы детей (выбирают нужный пейзаж) : «Я выбрал нижний пейзаж, так как на нем изображена разноцветная осень, как в стихотворении». 
Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам сделать инсценировку этого стихотворения». 
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения) Инсценировка стихотворения.  
Воспитатель (открывает схемы-картинки на доске) : «Сейчас мы прочитаем это стихотворение хором, а помогут нам в этом эти схемы-рисунки». 
Дети (вместе с воспитателем читают хором стихотворение, опираясь на схемы-рисунки)  
Воспитатель: «Теперь давайте прочитаем это стихотворение по цепочке, передавая друг другу вот этот осенний листочек». 
(Дети передают осенний листочек и читают стихотворение построчно, опираясь на схемы.)  
Воспитатель: «Кто из вас самостоятельно сможет прочитать это стихотворение по схемам? » 
(Дети по желанию читают стихотворение)  
Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались? » 
Ответы детей : «Мы говорили об осени. Учили наизусть стихотворение по схемам». 
Воспитатель: «Сейчас, те дети, которым понравилось стихотворение, поднимают красные осенние листочки. Те, кто испытывал трудности – желтые листочки». 
(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)  
Воспитатель: «Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали, вы порадовали нас знаниями об осени и за это я хочу угостить вас осенними витаминами». 

Осеннее наблюдение за калиной.

Цель: знакомить детей с полезными кустарниками.

Задачи:

Образовательные: рассказать детям о калине, о её полезных и целебных свойствах.

Развивающие: развивать память, воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению полезных свойств кустарника, прививать любовь к прекрасному.

Ход наблюдения:

Подходим к калине, рассматриваем, отмечаем, что это кустарник и называется он калина, на нём красные ягоды. Рассказываю детям о калине:

"С наступлением осени в природе происходят изменения: листва меняет окраску (находим лист калины и видим, что он красного цвета), зреют ягоды. Калина - полезный, лекарственный кустарник. О калине сложено много песен и легенд. В легендах рассказывается, что когда-то ягоды калины были сладкими, девушки приходили к ней со своим горем, рассказывали калине о своей беде и плакали, прижимаясь к её веткам. Девушкам от общения с калиной становилось легче. А калина впитывала их слёзы и потому ягоды калины стали горькими. Из коры калины делают разные поделки.

В старину гроздьями калины, люди украшали свои дома, как символом любви и счастья, красоты и здоровья. А ещё калина является лекарственным кустарником, в ней много витаминов, очень полезных для здоровья. Плоды калины поднимают иммунитет, повышают аппетит, помогают при простуде. Особенно полезна калина с мёдом.

Загадки:

Кустом в саду, в лесу растёт,

И белым зонтиком цветёт.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая. (калина).

Кто же ягоды не знает:

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода? ( калина).

Н. Губанская.

В конце наблюдения  хороводная игру " На горе-то калина".

Наблюдение за яблоней на прогулке в средней группе.

Цель: Расширять знания о деревьях растущих на участке детского сада.

Задачи: Закрепить знания о яблоне, о её плодах. Развивать воображение, память.

Формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Читаю стихотворение:

С веток яблоки свисают,

Манят взрослых и ребят.

Это плод все люди знают-

Витаминами богат.

Просит яблонька похоже:

"Скушай яблочко моё!"

Ей, так хочется? Ну, что же,

Я порадую её!

А. Штро.

Спрашиваю детей о чём это стихотворение? (ответы детей)

Подходим к яблоне, рассматриваем её.

Рассмотрев яблоню, выясняем, что это - дерево. На нём есть ствол, ветки кора, листья.

Загадываю детям загадку:

Круглое, румяное.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (ответы детей)

Правильно, это яблоко-плод яблони.

Яблоко самый распространённый фрукт, очень полезный, в яблоках много витаминов, полезных веществ, яблоко помогает лечить простуду.

Физминутка.

У дорожки яблонька стоит.

(руки сплетены над головой, пальцы разжаты)

На ветке яблочко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс. (руки над головой, движения вперёд-назад)

Вот и яблочко у нас.

(имитируем руками, что держим яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь.

(соединить запястья, развести ладони)

Ах, какой приятный вкус.

Предлагаю поиграть детям в игру:"Передай яблоко по кругу и назови какое оно. " (румяное, сладкое, сочное, круглое и. т. д.)

С детьми делаем вывод, что яблоня - полезное дерево, его нужно беречь и ухаживать за ним.

В группе  занялись творчеством. Нарисовали  яблоки. Методом обрывания сделали аппликацию " Яблонька".

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ ДЕСТКОГО САДА 
(беседа)

 

Задачи: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Ход занятия

1.Создание и решение проблемной ситуации.

В гости к ребятам приходит Кролик, грустный, и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи и короны. (Показывает план.)

Дети рассматривают план и рассказывают: то, что похоже на кирпич, – это схема дерева, а «корона» – это схема куста.

Кролик спрашивает: «Как вы их различаете деревья и кусты?»

Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов.

2.Игра «Выбери правильно».

К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста – картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.

3. Беседа «Какие растения есть на участке детского сада».

Вопросы:

– Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада?

Дети рассказывают и показывают картинки.

– Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.) А почему?

– Как вы ухаживаете за растениями на участке?

Кролик. Что это у вас в группе за цветы такие красивые, разного цвета? (Осенние листья в уголке природы.)

Дети отвечают, что это листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.

Кролик читает стихотворение о листьях:

Листики кружатся,

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат,

Тихо шепчут: «Листопад!».

Листопад, листопад,

Засыпает старый сад!

Листья, словно бабочки,

Кружатся, порхают,

И крыльцо, и лавочку

Листья засыпают.

Листопад, листопад

Засыпает старый сад!

5. Игра - имитация «Мы – листики осенние».

Кролик предлагает детям поиграть в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.

Слова к игре:

Мы – листочки, листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидим,(Дети стоят с листочками в кругу.)

Ветер дунул – полетели.(Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали,(Дети бегают, помахивая листочками,

приседают.)

А потом летать устали!(Дети приседают на корточки, помахивая

листиками над головой.)

Престал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая

листиками.)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели(Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю тихо сели.следят, куда они упадут.)

6. Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Предварительная работа

– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.


6 декабря 2019 в 22:54