Дорофеева Наталия Валерьевна. Воспитатель МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области. Персональный сайт.

Проект «Мы — будущие первоклассники»

 «Мы – будущие первоклассники»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым

всему этому научиться».

Венгер Л. А.

Актуальность. Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.

Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

В психологии внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Объект проекта: процесс формирования «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

Предмет проекта: комплекс мероприятий, направленный на формирование «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

Цель проекта: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению и «внутренней позиции школьника» посредством специально разработанного комплекса мероприятий.

Задачи проекта:

• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.

• Провести диагностику уровня сформированной «внутренней позиции школьника» у воспитанников подготовительной группы.

• Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей 6-7 лет «внутренней позиции школьника».

• Знакомство детей со школой и профессией учителя.

Гипотеза: мы предположили, что формирование положительного интереса к школе и «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы будет успешным, если:

- систематически и целенаправленно реализовывать специально разработанный комплекс мероприятий для детей;

- создавать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей;

- повышать компетенцию родителей в формировании у детей «внутренней позиции школьника».

База реализации: МАДОУ д/с № 4 п. Добринка

Тип проекта: долгосрочный (учебный год).

Сроки реализации проекта: 1сентябрь 2021 – май 2022г.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы и их родители, воспитатели, специалисты ДОУ; педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию.

Ресурсы. Материально-технические:

- музыкальный CD центр;

- дидактические и настольно-печатные игры;

- художественная и энциклопедическая литература на школьную тематику;

-методическая литература;

-рабочие тетради

-наборы открыток и фотографий на школьную тематику.

Социальные:

-взаимодействие с городской библиотекой.

-взаимодействие со школой

Формы реализации:

-занятия по познавательному развитию;

-беседы с детьми и родителями;

-экскурсии;

-игровая деятельность;

-выполнение работ по художественно-эстетическому развитию;

-выставка детского творчества.

Принципы реализации проекта

1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

3. Единство содержания форм и методов работы ;

4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

6. Принцип доступности;

7. Принцип системности и последовательности.

Продукт проекта:

• Оформление альбомов «Скоро в школу», «Моё представление о школе».

• Памятки и рекомендации родителям.

• Выставка детских рисунков на школьную тематику.

• Разработки занятий, бесед.

• Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками».

• Создание мини-библиотеки «Школьные учебники».

• Картотека песен, пословиц, загадок на школьную тематику.

• Картотека дидактических игр на школьную тематику.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

• сформированная у детей внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• личностная готовность детей к обучению в школе.

Для родителей:

• положительная оценка деятельности ДОУ;

• активизация педагогического потенциала родителей,

• приобретение и использование знаний по вопросам подготовки детей к школе.

Для педагогов:

• активизация творческого потенциала педагога.

Для группы ДОУ:

Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный

(сентябрь- октябрь 2021г.).

Задачи:

- Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.

- Подбор диагностического инструментария.

- Составление и обсуждение совместного плана работы по

преемственности детский сад- школа.

- Создание развивающей предметно-пространственной среды.

- Диагностика уровня сформированной внутренней позиции школьника.

- Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к школе.

- Изучение анализ полученных результатов, выводы.

II этап – основной

(ноябрь- апрель 2021- 2022г.)

Задачи :

1. Формирование у детей правильного представления о школе;

2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;

4. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по школьной тематике;

7. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

III этап – заключительный – анализ результатов проекта

(май 2022г.)

Задачи:

- итоговая диагностика уровней сформированной «внутренней позиции школьника»,

- анализ результатов реализации проекта.

15 января 2022 в 22:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.