Дорофеева Наталия Валерьевна. Воспитатель МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области. Персональный сайт.
Проект «Мы — будущие первоклассники»«Мы – будущие первоклассники» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л. А. Актуальность. Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. В психологии внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни. Объект проекта: процесс формирования «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет. Предмет проекта: комплекс мероприятий, направленный на формирование «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет. Цель проекта: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению и «внутренней позиции школьника» посредством специально разработанного комплекса мероприятий. Задачи проекта: • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта. • Провести диагностику уровня сформированной «внутренней позиции школьника» у воспитанников подготовительной группы. • Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей 6-7 лет «внутренней позиции школьника». • Знакомство детей со школой и профессией учителя. Гипотеза: мы предположили, что формирование положительного интереса к школе и «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы будет успешным, если: - систематически и целенаправленно реализовывать специально разработанный комплекс мероприятий для детей; - создавать развивающую предметно-пространственную среду для обогащения жизненного опыта детей; - повышать компетенцию родителей в формировании у детей «внутренней позиции школьника». База реализации: МАДОУ д/с № 4 п. Добринка Тип проекта: долгосрочный (учебный год). Сроки реализации проекта: 1сентябрь 2021 – май 2022г. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы и их родители, воспитатели, специалисты ДОУ; педагог – психолог, инструктор по физическому воспитанию. Ресурсы. Материально-технические: - музыкальный CD центр; - дидактические и настольно-печатные игры; - художественная и энциклопедическая литература на школьную тематику; -методическая литература; -рабочие тетради -наборы открыток и фотографий на школьную тематику. Социальные: -взаимодействие с городской библиотекой. -взаимодействие со школой Формы реализации: -занятия по познавательному развитию; -беседы с детьми и родителями; -экскурсии; -игровая деятельность; -выполнение работ по художественно-эстетическому развитию; -выставка детского творчества. Принципы реализации проекта 1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей; 2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности; 3. Единство содержания форм и методов работы ; 4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников; 5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»; 6. Принцип доступности; 7. Принцип системности и последовательности. Продукт проекта: • Оформление альбомов «Скоро в школу», «Моё представление о школе». • Памятки и рекомендации родителям. • Выставка детских рисунков на школьную тематику. • Разработки занятий, бесед. • Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками». • Создание мини-библиотеки «Школьные учебники». • Картотека песен, пословиц, загадок на школьную тематику. • Картотека дидактических игр на школьную тематику. Предполагаемые результаты проекта: Для детей: • сформированная у детей внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • личностная готовность детей к обучению в школе. Для родителей: • положительная оценка деятельности ДОУ; • активизация педагогического потенциала родителей, • приобретение и использование знаний по вопросам подготовки детей к школе. Для педагогов: • активизация творческого потенциала педагога. Для группы ДОУ: Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы. Этапы реализации проекта. I этап. Подготовительный (сентябрь- октябрь 2021г.). Задачи: - Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования. - Подбор диагностического инструментария. - Составление и обсуждение совместного плана работы по преемственности детский сад- школа. - Создание развивающей предметно-пространственной среды. - Диагностика уровня сформированной внутренней позиции школьника. - Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к школе. - Изучение анализ полученных результатов, выводы. II этап – основной (ноябрь- апрель 2021- 2022г.) Задачи : 1. Формирование у детей правильного представления о школе; 2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам; 3. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»; 4. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; 5. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; 6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по школьной тематике; 7. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию». III этап – заключительный – анализ результатов проекта (май 2022г.) Задачи: - итоговая диагностика уровней сформированной «внутренней позиции школьника», - анализ результатов реализации проекта. 15 января 2022 в 22:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.