Дорофеева Наталия Валерьевна. Воспитатель МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области. Персональный сайт.
Конспект занятия педагога-психолога на тему «Путешествие в страну эмоций»Субъект: дети подготовительной группы детей седьмого года жизни. Количество детей - 6-8 человек. Форма занятия: подгрупповое. Цель – закрепление знаний детей по теме «Эмоции». Задачи: 1. Способствовать сохранению эмоционального благополучия детей, созданию возможности для самовыражения. (Психогимнастика «Облака»). 2. Способствовать развитию слухового внимания, контроля над своими действиями, двигательной активности. (Упражнение «Волшебный танец»). 3. Способствовать развитию связной речи: побуждать отвечать полным ответом, обосновывать свой выбор. (Упражнение «Настроение Погоды»). 4. Способствовать развитию способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы. (Упражнение «Настроение погоды»). 5. Учить различать эмоциональное состояние, находить пару. (Дидактическая игра «Театр настроений»). 6. Способствовать мышечному расслаблению всех частей тела, снятию напряжения после физических и эмоциональных нагрузок. (Релаксация «Песня мамы-кошки»). 7. Формировать способность выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Дидактическая игра «Кубик настроений»). 8. Развивать способность различать эмоциональные состояния, сравнивать из с музыкальными настроениями. (Игра «Музыкальное настроение»). 9. Способствовать развитию логического мышления, побуждать к поиску выхода из проблемной ситуации. (Загадки, провокации). 10. Воспитывать чувство групповой сплоченности. (Упражнение «Пирог положительных эмоций»). Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое». Вид детской деятельности, лежащей в основе совместной деятельности – игра. Методы и приёмы, используемые в НОД: Словесный: беседа-обсуждение, вопросы к детям, загадки; Наглядный: рассматривание картинок (слайды, пиктограмм; Практический: дидактическая игра с «кубиком настроений», деятельность с пиктограммами, психогимнастика, релаксация, упражнение «Башня дружбы», музыкальная подвижная игра, «Волшебный танец». Форма – подгрупповая, индивидуальная и работа парами. Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий, творческий. Ресурсы: использование мультимедийного оборудования (ПК, демонстрационный экран, ноутбук, колонки); интернет-источник; затраченное на подготовку время; материальные затраты (приобретение материала для изготовления молнии, облачка, картинок эмоций, «сюрприза» для детей. Занятие строилось в соответствии со следующими принципами: принцип природосообразности, интеграции, комплексности, тематического планирования, принцип максимальной активности детей, принцип индивидуального подхода к детям, принцип игровой подачи материала, здоровъесбережения. Предварительная работа. 1. Познакомить с новым приветствием (упражнением) «Башня дружбы» 2. Закрепление психогимнастики «Облака». 3. Тематические занятия на тему «Эмоции» (отдельное задание по каждой эмоции). Используемые материалы: презентация занятия, экран, колонки, 6 наборов пиктограмм с изображением эмоциональных состояний и 6 тарелочек, конверт с письмом, плоскостные изображения молнии, облачка, зонт, объемное солнце, керамические грибы, ваза с цветами, плед для релаксации (имитация корзинки, «кубик-навигатор», «кубик настроения», набор карточек из «Театра настроений», «Солнышко» из конфет, разные игры и раскраски (для остальных детей). Ход непосредственно - образовательной деятельности 1. Вводная часть: Цель: - заинтересовать детей в предстоящей деятельности, настроить на положительное общение. Организационный момент Все дети находятся в группе. Психолог входит с конвертом. Психолог: - Здравствуйте, дети! Психолог: Мне сегодня пришло необычное письмо и я захотела прочитать его вместе с вами. Вхождение в образовательную ситуацию. Психолог открывает конверт и читает текст. - Откроем его? - «Дорогие дети! Пишут вам жители страны эмоций. В нашей стране все эмоции перессорились друг с другом. Каждая эмоция считает, что она главная! Помогите, пожалуйста нам разобраться, кто у нас самый главный! А чтобы вы смогли добраться до нас, мы посылаем вам билетики на волшебный паровоз». - Все готовы отправляемся в путь. Мотивационный момент. Мотивация детей на предстоящую деятельность. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. Психолог раздает детям билеты И читает письмо дальше. Психолог вместе с детьми отправляются в музыкальный зал. - Но для этого нам нужно превратиться в веселый паровоз! (Дети встают паровозиком и под музыку отправляются в музыкальный зал). - Поехали! 2. Основная часть: Цель – закрепление детьми понятий о различных эмоциональных состояниях. Приветствие. Упражнение «Башня дружбы». Цель – способствовать сплочению детского коллектива. Слайд 1 В зале дети здороваются с гостями. - Кажется, мы добрались до страны Эмоций! Посмотрите, здесь гости! Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно со всеми поздороваться! Психогимнастика. Цель - сохранение эмоционального благополучия ребенка;создание возможности для самовыражения. Вместе с психологом дети строят «Башню дружбы» из рук. Будем вместе помогать Психолог обращает внимание детей на экран. - Крепкая получилась башня? Дружно скажем «Здравствуйте»! - Посмотрите, дети, а в стране настроений сегодня облачно! Слайд 2 На нем картинка с облаками. - посмотрите, все облачки разные! Послушайте, что я расскажу! Встаньте удобно в круг, чтобы я вас видела и повторяйте за мной движения. Дети с психологом создают круг и выполняют движения по тексту. По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас. Вот облачко веселое Смеется надо мной: – Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной! Я тоже посмеялся с ним: – Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой. А вот другое облачко Расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес. И каплями-дождинками Расплакалось оно. И стало грустно-грустно так, А вовсе не смешно. И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек. А маленькое облачко Над озером плывет, И удивленно облачко Приоткрывает рот: – Ой, кто там, в глади озера Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной! Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать. Первый ребенок бросает кубик Психолог читает на нем загадку. Подходят к солнышку. Психолог достает из-за «Солнышка» изображение Веселинки. Слайд 3 - Дети, а где же жители страны эмоций, вы не видите их? Кажется, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их? А поможет нам в поисках – «кубик-навигатор». Тут написано: Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все. (солнце) А вот и первая жительница! - Познакомьтесь ребята это Веселинка Психолог включает веселую музыку и начинает изображать танцевальные движения. - Веселинка, хочет с вами потанцевать волшебный танец! А волшебным он называется потому что, танцевать у нас будет только та часть тела, которую я назову. Готовы? Тогда начнем! - танцуют руки! - а теперь – ноги! - а сейчас – голова! - глазки! - губки! - брови! Молодцы! У вас получился очень веселый танец! Скажите, а мы можем прожить без радости? Для чего нам нужна эта эмоция? Второй ребенок бросает кубик. Дети ищут в зале зонтик и находят за ним изображение Грустинки. Слайд 4 - А теперь пора найти другого жителя этой страны. Обратимся к нашему навигатору. Послушайте следующую загадку. Если дождик моросит И асфальт дождем залит, Ты с собой его берешь И на улицу идешь, Ты под ним всегда сухой, В непогоду он с тобой. (зонт) - А это ребята, грустинка - Грустинка говорит, что в этой стране настроение есть не только у жителей, но и у погоды. Да только забыла погода – когда и какое настроение у нее бывает. - Поможете напомнить? Подойдите к столам – на них вы видите пиктограммы с изображением разных настроений. Вы будете смотреть на картинку и поднимать подходящую пиктограмму. - Посмотрите на картинку – какая погода здесь изображена? На какое настроение похожа она? Чем хочется заняться в такую погоду? Задание «Настроение природы». Цель – развитие способности различать эмоциональные состояния, сравнивать их с состояниями природы; способности объяснить свой выбор. Развитие связной речи. Провокация. Цель – развивать логическое мышление, побуждать находить выход из проблемной ситуации. Психолог раздает детям смайлики, изображающими различные эмоциональные состояния. Слайд 5 Затем включает слайд с изображением «Дождливой» погоды. Психолог дает высказаться каждому ребенку. Психолог намеренно дает неправильный ответ. Слайд 6 - Я считаю, что у этой погоды веселое настроение! - Посмотрим, правильно ли вы показали настроение этой погоды - Да, правильно. Слайд 7 Затем включает слайд с изображением «Солнечной» погоды. Слайд 8 Контроль за осанкой детей. - Смотрим на следующее картинку – какая погода здесь изображена?. На какое настроение похожа она? Чем хочется заняться в такую погоду? - Посмотрим правильно ли вы отгадали настроение этой погоды - Да, правильно - Оказывается, вы прекрасно определяете настроение погоды! Третий ребенок бросает кубик. Дети находят молнию. Психолог достает из-за «Молнии» изображение Злинки. Слайд 9 Мы можем прожить без эмоции грусти? Она нужна нам? Снова обратимся к навигатору. Слушайте: Летит огненная стрела, Никто её не поймает: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. Ответ: молния - Познакомьтесь ребята, это Злинка - Ребята, в письме было написано, Что все жители страны эмоций переругались из – за того что, каждая эмоция жителя считает себя главной! Они так сильно ругались, что их питомцы разбежались в разные стороны и теперь нам надо помочь хозяину найти своего питомца. - Попробуем помочь им? На столах для каждого лежит задание и цветные карандаши. В этом задании самое главное не ошибиться и соединить правильно питомца и его хозяина, но для этого нужно смотреть на эмоцию хозяина и питомца. - Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли, вы выполнили задание. - Проверили? - У всех правильно? - Мы можем прожить без Эмоции злости? - Задание Злинки, мы выполнили – и снова к навигатору! Дидактическая игра «Театр настроений». Цель – расширение представлений о выражении мимики лица; усовершенствование навыков собирания целого из частей; развитие зрительного восприятия, внимания, моторики пальцев рук. Психолог раскладывает задание на каждого ребенка Психолог контролирует действия детей. - Кажется, мы добрались до страны Эмоций! Посмотрите, здесь гости! Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно со всеми поздороваться! - Крепкая получилась башня? Дружно скажем «Здравствуйте»! - Посмотрите, дети, а в стране настроений сегодня облачно! - посмотрите, все облачки разные! Послушайте, что я расскажу! Встаньте удобно в круг, чтобы я вас видела и повторяйте за мной движения. По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас. Вот облачко веселое Смеется надо мной: – Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной! Я тоже посмеялся с ним: – Мне весело с тобой! И долго-долго облачку Махал я вслед рукой. А вот другое облачко Расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес. И каплями-дождинками Расплакалось оно. И стало грустно-грустно так, А вовсе не смешно. И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек. А маленькое облачко Над озером плывет, И удивленно облачко Приоткрывает рот: – Ой, кто там, в глади озера Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной! Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать. - Дети, а где же жители страны эмоций, вы не видите их? Кажется, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их? А поможет нам в поисках – «кубик-навигатор». Тут написано: Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все. (солнце) А вот и первая жительница! - Познакомьтесь ребята это Веселинка - Веселинка, хочет с вами потанцевать волшебный танец! А волшебным он называется потому что, танцевать у нас будет только та часть тела, которую я назову. Готовы? Тогда начнем! - танцуют руки! - а теперь – ноги! - а сейчас – голова! - глазки! - губки! - брови! Молодцы! У вас получился очень веселый танец! Скажите, а мы можем прожить без радости? Для чего нам нужна эта эмоция? - А теперь пора найти другого жителя этой страны. Обратимся к нашему навигатору. Послушайте следующую загадку. Если дождик моросит И асфальт дождем залит, Ты с собой его берешь И на улицу идешь, Ты под ним всегда сухой, В непогоду он с тобой. (зонт) - А это ребята, грустинка - Грустинка говорит, что в этой стране настроение есть не только у жителей, но и у погоды. Да только забыла погода – когда и какое настроение у нее бывает. - Поможете напомнить? Подойдите к столам – на них вы видите пиктограммы с изображением разных настроений. Вы будете смотреть на картинку и поднимать подходящую пиктограмму. - Посмотрите на картинку – какая погода здесь изображена? На какое настроение похожа она? Чем хочется заняться в такую погоду? - Я считаю, что у этой погоды веселое настроение! - Посмотрим, правильно ли вы показали настроение этой погоды - Да, правильно. - Смотрим на следующее картинку – какая погода здесь изображена?. На какое настроение похожа она? Чем хочется заняться в такую погоду? - Посмотрим правильно ли вы отгадали настроение этой погоды - Да, правильно - Оказывается, вы прекрасно определяете настроение погоды! Мы можем прожить без эмоции грусти? Она нужна нам? Снова обратимся к навигатору. Слушайте: Летит огненная стрела, Никто её не поймает: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. Ответ: молния - Познакомьтесь ребята, это Злинка - Ребята, в письме было написано, Что все жители страны эмоций переругались из – за того что, каждая эмоция жителя считает себя главной! Они так сильно ругались, что их питомцы разбежались в разные стороны и теперь нам надо помочь хозяину найти своего питомца. - Попробуем помочь им? На столах для каждого лежит задание и цветные карандаши. В этом задании самое главное не ошибиться и соединить правильно питомца и его хозяина, но для этого нужно смотреть на эмоцию хозяина и питомца. - Посмотрите на слайд и проверьте правильно ли, вы выполнили задание. - Проверили? - У всех правильно? - Мы можем прожить без Эмоции злости? - Задание Злинки, мы выполнили – и снова к навигатору! - А сейчас, что нам навигатор покажет Четвертый ребенок бросает кубик. Подходят к облачку. Психолог достает из-за «Облачко» изображение Спокунчика. Кучерявые барашки В белых меховых рубашках Плавно по небу плывут, Завтра там, сегодня тут. Что за странные барашки? Непричесанны, в кудряшках, И взъерошены слегка Кучевые … .(облака) - Скажите, нужна ли нам эмоция спокойствия? А для чего? - Зачем она нам нужна? - Рядом с облаком лежит кубик а на нем разные смайлики с эмоциями изображены Дидактическая игра «Кубик настроений». Цель – продолжать учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, жестов. - Давайте в него поиграем - Правила игры такие: нужно передавать кубик со словами «Ты катись веселый кубик быстро, быстро по рукам у кого остановился кубик – тот эмоцию покажет нам! После последних слов у кого остановился кубик показывает своей мимикой, жестами то настроение – какое выпало. А остальные дети угадывают. Что вы изображаете. Психолог контролирует действия детей. - Вы с знаете много эмоций и понимаете их. Психолог просит сесть детей на стульчики - Ребята, садитесь на стульчики - Ребята, а ведь с нашим настроением можно проводить интересные эксперименты! - Вы знали об этом? Сейчас я вам покажу. Психолог – открывает заранее накрытый платком стол, с баночками для эксперимента, (играет тихая, спокойная музыка). 1. Банка с землей. 2. Банка с голубой краской 3. Банка с блестками. - «Ребята сейчас я вам хочу показать как выглядят наши эмоции» - Смотрите когда мы спокойные и чувствуем себя хорошо, нам все нравится, наши эмоции выглядят, так как вот эта вода в баночке с голубой краской. - Когда нам плохо, у нас плохое настроение, нам хочется плакать (берет другую баночку с водой и добавляет туда землю и перемешивает) наши эмоции выглядят вот так. - Когда нам радостно нам хочется всем дарить подарки, мы смеемся у нас хорошее настроение то наши эмоции выглядят вот так (берет баночку с водой и добавляет туда блестки и размешивает) получается вот такой фейерверк. – Ребята интересно было, а хотите сами поэкспериментировать? - Я вам предлагаю взять сейчас шарики, (Запомните у кого какой цвет) каждый по одному, любого цвета. - Ребята, чтобы наш с вами эксперимент удался вам для этого необходимо слушать меня внимательно. - Ребята смотрите, есть в жизни такие ситуации когда нас кто то очень сильно, сильно разозлил, и мы с вами от злости начинаем как шарик надуваться (Обижаться, (надуваем шарик и держим его хорошо, мы надуваемся и надуваемся и если во время мы не остановимся, то мы можем как шарик лопнуть (да) ,и это очень вредно для здоровья, а чтобы этого не произошло, и мы не злились, мы должны друг другу улыбнуться, кому - ни будь помочь, сделать, что то приятное, и тогда мы не будем злиться и сдуемся как шарик отпускаем шарик! 3. часть заключительная Цель: создать у детей радостное настроение от хорошо выполненной работы, вызвать чувство удовлетворения. Рефлексия Цель: Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. - Разобраться, какая эмоция самая главная и нужная! - Ребята наше путешествие подходит к концу! Вам понравилось! Что вы узнали нового? Интересного? - Какая эмоция у вас самая любимая? - Вспомните, зачем нас звали в гости жители этой страны? - какая же эмоция, по вашему мнению, самая главная? - Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные - И все-таки все эмоции нам нужны! Значит, все они главные! - Я считаю, что теперь эмоции помирятся и будут жить дружно! - А вы как считаете? - Ребята за ваш труд, волшебник эмоций награждает вас смайликами! Психолог раздает в конце. - Подошло к концу наше приключение. И все эмоции дают вам наставление: Быть добрым, без каприз, И дарят вам сюрприз! Пора нам возвращаться – Осталось попрощаться! Я предлагаю вам построить башню дружбы и дружно сказать досвидание гостям и жителям страны эмоций! Вместе с психологом дети строят «Башню дружбы» из рук. - Крепкая получилась башня? Дружно скажем «До свидания»! Строятся паровозиком и возвращаются в группу. - Встаем паровозиком – Поехали! Психолог - провожает детей! 26 марта 2024 в 23:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.